ОНЛАЙН-КУРС
«МЕНЕДЖЕР ПО ПРОДАЖАМ С зарплатой ОТ 1000 USD»
Основные функциональные обязанности менеджера по продажам
Во многих компаниях, где вы работаете или будете работать, нет регламентированных функциональных обязанностей. Потому понять, что является вашей работой, а что нет, порою очень сложно.
В данном уроке, мы рассмотрим самые распространенные функциональные обязанности менеджера по продажам.
- Выполнение плана продаж. Самый важный пункт, с точки зрения, функционала. Собственно, должность называется менеджер по продажам.
- Возврат дебиторской задолженности. Проданный, но не оплаченный товар, проданным не считается. Пока вы не забрали деньги, то, товар еще не считается проданным, а всего лишь отгруженным.
- Прием и обработка входящих заявок. Если, вы принимаете заказы по телефону, то, будьте всегда на связи. Перезванивайте на пропущенные звонки. Это может звонить клиент с заказом. Используйте скрипты при общении.
- Контроль отгрузок. Очень важно контролировать полноту отгрузок. Если, какая-то позиция вылетает из заказа, то, необходимо позвонить клиенту, предупредить об этом, и договориться о замене на другую позицию.
- Поддержание взаимоотношений с текущими клиентами. Держать на контроле отгрузки – это значит понимать, кто из ваших клиентов еще не отгрузился в этом месяце. Потому, держать постоянную связь с клиентами очень важно. Хотя бы, для того, чтобы позвонить с вопросом, когда ждать заказ или проинформировать об акции.
- Создание и поддержание клиентской базы в актуальном виде. ФИО клиентов, их телефоны, электронные адреса, адреса офисов, дни рождения. Эта информация должна быть у вас в электронном виде. Обязательно в упорядоченном виде. Если, в компании внедрена CRM-система, то, используйте ее для этого.
- Сбор информации о потенциальных клиентах. Кто может стать вашим клиентом и увеличивать объемы ваших продаж? Обращайте внимание на каждую возможность. Увидели новый магазин, который открылся на вашей улице или увидели рекламу в фейсбуке какой-то компании. Каждый из них может стать вашим новым клиентом.
- Поиск новых клиентов (холодные звонки). Звонки по холодной базе – это одна из самых сложных функций. Мало кто любит это дело. Еще меньше, кто умеет. Но, кто умеет – тот добивается потрясающих результатов. Обязательно используйте скрипты продаж.
- Оживление «мертвых» клиентов (звонки по старой клиентской базе). Бывает так, что десятки клиентов, которых уже давно списали, готовы начать заново сотрудничать. Им просто надо позвонить. Найдите старую клиентскую базу и вперед обзванивать клиентов. Опять же по скрипту.
- Подготовка коммерческих предложений. Имея на руках, интересное и хорошо проработанное коммерческое предложение, вероятность заключения контракта увеличивается в разы.
- Проведение переговоров с потенциальными клиентами (личные встречи + телефонные переговоры). Я сторонник проведения личных встреч. При личной встрече, когда есть прямой визуальный контакт, продавать гораздо легче. По телефону гораздо проще отказать человеку. Потому, помните, цель холодного звонка – личная встреча. Конечно, если география позволяет.
- Использование скриптов продаж при проведении переговоров. Скрипты продаж позволяют вести разговор, не путаться, быть последовательным и понимать, что отвечать при появлении возражений.
- Проведение презентаций по услугам и акциям. Презентовать новые продукты, новые акции – это важная составляющая вашего общения с текущими и потенциальными клиентами. Помните, что новые продукты и акции – это дополнительные возможности больше продавать клиентам.
- Консультирование клиентов по ассортименту, ценам, услугам, техническим характеристикам продукта. Вы должны выглядеть экспертом в глазах клиента. Он должен знать, что всегда может обратиться к вам за консультацией по любому вопросу, касающемуся вашей деятельности и получить квалифицированный ответ.
- Контроль предоставления услуги после заключения договора. После заключения нового договора обязательно надо проконтролировать, как пройдет первая отгрузка или предоставление услуги. Это очень важно и будет отличным фундаментом для строительства ваших отношений с новым клиентом.
- Организация сбора информации от покупателей по текущей работе. Собирайте обратную связь от своих клиентов. Эта информация может быть как позитивной, так и негативной. Если, это негатив, на который, вы повлиять не можете, то, обязательно докладывайте об этом руководству. Клиенту же всегда отвечайте, что информация передана руководству. Если, можете повлиять – немедленно исправляйте ситуацию.
- Сервисное послепродажное обслуживание клиентов. После отгрузок, старайтесь звонить клиентам и спрашивать, все ли хорошо. Всем ли довольны, нет ли никаких проблем. Всем клиентам, так звонить не получится, но, ключевым клиентам звонить надо.
- Внесение данных в CRM-систему. CRM-система позволяет вам систематизировать весь поток клиентов, не забыть о звонке или встрече. Поднять историю общения с клиентом. На сегодня, мало компаний, которые использую такую систему. Но, вы можете вести ее самостоятельно, даже в Microsoft Excel.
- Составление отчетности по отгрузкам, оплатам, плану на день и итогам работы. Отчеты позволят вам владеть ситуацией и влиять на результаты, а не просто наблюдать окончательные итоги. Более того, некоторые отчеты позволят вам организовать свой рабочий день и значительно повысить свою эффективность.
- Анализ текущих показателей (объемы продаж, количество клиентов, план по возврату дебиторской задолженности). Как говорят, нельзя управлять тем, что нельзя измерить. Если, у вас есть цифры, то, обязательно анализируйте наиболее важные показатели, находите тонкие места и исправляйте их.
- Подготовка договора на поставку или на предоставление услуг с новым клиентом (совместно с юр отделом). Конечно, юридические вопросы должен закрывать юридический отдел. Ваша задача предоставить ему торговые условия, по которым вы договорились с клиентом. Конечно, в рамках условий, которые определены в вашей компании.
- Подписание договоров с клиентами. Физическое подписание договора – это ваш вопрос. Получаете договор от юристов, отдаете на подпись клиенту и потом возвращаете в юридический отдел экземпляр вашей компании.
- Анализ ситуации на рынке и поведения конкурентов. Всегда надо мониторить рынок. Какие выходят новинки, какие акции запускают конкуренты, как меняются цены на конкурентные продукты. Это важная часть вашей работы. Обязательно эту информацию передавать руководству и в отдел маркетинга.
Что обязательно должен знать менеджер по продажам:
✔️ Качественные характеристики продукта
✔️ Конкурентные преимущества продукта
✔️ Актуальные цены на ассортимент. Наизусть топовые позиции, если позиций много
✔️ Условия текущих акций
✔️ Условия сотрудничества (отсрочка, форма оплаты, условия по доставке)
Всегда носите с собой актуальный прайс на продукцию, шаблон договора поставки, каталог, реальные образцы (если возможно), калькулятор, блокнот, ручку – 2 шт, визитки.