ПРАВИЛА РАБОТЫ С КЛЮЧЕВЫМИ КЛИЕНТАМИ

Правила работы с ключевыми клиентами

Для начала, необходимо определить, какого клиента считать ключевым. 

Можно воспользоваться принципом Парето. Напомню, что, основная формулировка принципа Парето гласит, что 20 % усилий дают 80 % результата, а остальные 80 % усилий — лишь 20 % результата. Согласно этого принципа, 20% ваших клиентов делают вам 80% продаж. Эти 20% клиентов и считаются ключевыми. 

Теперь, рассмотрим алгоритм, как определить этих клиентов.  

  1. Выкачиваем из учетной программы всех клиентов за последние три полных месяца с цифрами их отгрузок. Обязательно выкачать в разрезе каждого отдельно взятого месяца. Это очень важный момент. Потом, вы поймете для чего.
  2. Добавляете колонку, в которой с помощью формулы СрЗнач, определяете среднемесячные отгрузки по каждому клиенту.
  3. Сортируете эту колонку от наибольшего значения к наименьшему.
  4. В следующем колонке, определяете процент отгрузки каждого клиента к общей сумме отгрузок.
  5. Выделяете желтой заливкой всех клиентов, у которых этот процент гораздо выше, чем у других. Или возьмите первых двадцать клиентов.
  6. Вы получили список ваших ключевых клиентов.
  7. Делать такой отчет, хотя бы, раз в месяц и анализировать изменения. 

Какие метрики необходимо смотреть по ключевым клиентам: 

  1. Периодичность отгрузок.
    Ключевые клиенты должны отгружаться каждый месяц. Для этого и выкачивались данные по каждому месяцу. 
  2. Работа с топовым ассортиментом.
    Ключевые клиенты должны обязательно работать с топовым ассортиментом. 
  3. Обороты.
    Необходимо ежемесячно анализировать обороты ключевых клиентов. В идеале, эти отгрузки должны увеличиваться. Если, идет падение, то, нужно срочно разбираться в причинах. 
  4. Торговые условия.
    Рекомендую раз в квартал оценивать ценовую политику с ключевыми клиентами. Насколько она адекватна текущему состоянию рынка. 

Каким должен быть менеджер, который работает с ключевыми клиентами: 

  • Пунктуальным
  • Обязательным
  • Клиентоориентированным
  • Дипломатичным
  • Хитрым
  • Гибким
  • Быстро ориентироваться в ситуации
  • Экспертом высшего уровня в знании продукции (цены, конкурентные преимущества, технические характеристики)
  • Обладать определенными полномочиями
  • Знать техники ведения переговоров
  • Знать скрипты продаж
  • Уметь составлять коммерческие предложения

Как необходимо работать с ключевым клиентом или какой должен быть функционал у менеджера, который работает с ключевыми клиентами: 

  • Быть на связи 24/7
  • Проявлять заботу
  • Решать возникающие проблемы. Быстро и без споров
  • Знать все о бизнесе клиента (как продает, кому продает, по какой цене)
  • Знать, как работает с конкурентами
  • Увеличивать ассортимент, присутствие, обороты
  • Сообщать немедленно о новых акциях или об изменении цен
  • Предлагать специальные бонусы под объемы (предварительно согласовав с руководством)
  • Предлагать индивидуальные условия работы (предварительно согласовав с руководством)
  • Поддерживать высокий уровень обслуживания
  • Посещать лично минимум 1 раз в месяц
  • Анализировать дебиторскую задолженность (особенно, если появляется просроченная)
  • Давать специальные условия на акции
  • Контролировать остатки
  • Делать обмен неликвидов
  • Менять просрочку или брак
  • Знать все контакты (собственник, склад, логист, бухгалтерия)
  • Развивать торговую команду ключевого клиента
  • Поздравлять с днем рождения, новым годом, рождеством, 8 марта
  • Приглашать на мероприятия, организованные компанией

С ключевыми клиентами надо очень внимательно работать. Ведь, потеря одного из них, очень сильно отражается на бизнесе. Также работа с ключевыми клиентами не останавливается на одной работе с текущими ключевыми клиентами. Еще важно делать следующее:  

  • Следить за вашими клиентами, которые близки к ключевым, но, пока не попали в этот список. Их нельзя недооценивать. Более того, их надо всячески развивать. Ведь текущие ключевые клиенты не стали такими в одну секунду
  • Проводить партизанскую работу и выяснять, с какими ключевыми клиентами работают ваши конкуренты, но, с которыми не работаете вы. Продумывать план действий, который позволит вам начать с ними работать

Больше информации о том, как построить эффективный отдел продаж можно узнать здесь. 

КОНТАКТЫ

Бесплатная консультация
прямо сейчас!