УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР TARGET MARKET
Этапы подготовки и правила проведения переговоров
Основатель компании «Target Market» Александр Данилов провел более 1000 переговоров на самых разных уровнях. Начиная, с розничного рыночного клиента и заканчивая годовыми переговорами с сетями «Метро» или «Ашан». В этой статье мы поделимся его небольшими наработками.
Вообще, тема переговоров такая обширная, что для нее можно делать отдельный курс. Материала хватит с головой. Потому, крайне сложно охватить в одной статье все составляющие этого интересного процесса. Но, я постараюсь изложить вещи, которые считаю важными. Больше, с точки зрения сотрудника, который эти переговоры проводит. Если же, вы собственник бизнеса, и при этом, сами в переговорах не участвуете, то, данная статья поможет лучше вникнуть в этот процесс. Что, в свою очередь, позволит вам проверить текущую команду на правильность подготовки и проведения переговоров с вашими текущими или потенциальными клиентами.
Задача любых переговоров – это достижение определенного результата. Это может заключение нового договора, пролонгация старого договора, изменение торговых условий, продажа новой услуги и т.п. Но, в любом случае, успех любых переговоров во многом зависит от подготовки к переговорам.
Подготовка к переговорам состоит из следующих этапов:
- Определение цели. Каждые переговоры должны иметь свою цель. Вы должны понимать, какой результат должен быть достигнут на переговорах. Исходя из результата, вы выстраиваете все остальные этапы.
- Определение ЛПРа. Выяснить с каким сотрудником необходимо решать вопрос, который вы хотите поднимать на встрече.
- Сбор информации. Необходимо собрать информацию о компании. Изучить сайт, социальные сети, узнать больше о продукте. Также необходимо собрать информацию о человеке, с которым вы будете вести переговоры.
Что надо узнать:
- Его имя, должность
- Как давно он работает в компании и на этой должности
- Стиль проведения переговоров
- Характер человека
- Его увлечения
Как это можно узнать:
- Изучить его профиль в социальных сетях
- Узнать у сотрудников компании, в которой он работает
- Узнать у коллег-конкурентов
Как использовать эту информацию:
- Эта информация поможет при составлении плана переговоров
- Позволит правильно выбрать манеру поведения при общении
- Найти общие темы в процессе общения
- Определение участников переговорного процесса. Возможно, к переговорам потребуется подключение руководителя компании или технического специалиста.
- Знать продукт. Знать все о продукте, который планируется к обсуждению на переговорах. Характеристики, преимущества, цены, текущую ситуацию на рынке, конкурентов.
- Подготовка. Определить повестку переговоров. Желательно ознакомить будущих участников с этой повесткой. Составить план проведения переговоров. Написать вступительную речь. Подготовиться к возможным вопросам и возражениям. Просчитать возможные варианты переговоров на 2 шага вперед.
Правила проведения переговоров.
- Назначать встречи в четко оговоренное время.
- Не опаздывать.
- Обязательно предупреждать минимум за час о возможном опоздании.
- Если, вас не будет по причине форс-мажора, обязательно звонить, предупреждать об этом, извиняться и переносить встречу.
- Познакомить всех участников.
- Слушать собеседников. Выявить и зафиксировать их потребности и позицию по вопросу, который обсуждается на переговорах.
- Задавать вопросы.
- Никогда не перебивать.
- Смотреть в глаза собеседнику, когда вы говорите.
- Следить за выражением лица собеседника.
- Использовать психологические приемы. Люди будут лучше покупать у тех, кто им понравится: улыбаться, отзеркаливать, не скрещивать руки.
- Акцентировать внимание на выгодах продукта. Не надо продавать краску, надо продавать окрашенные стены.
- Придерживаться позиции WIN-WIN. Все стороны переговоров должны остаться довольны достигнутыми договоренностями. Это идеальная схема. Соответственно, необходимо находить компромиссы. Хороший компромисс – это такой компромисс, при котором обе стороны считают себя победителями.
- Вести протокол встречи.
- Фиксировать для себя важные моменты на встрече. Это всегда оценивается положительно. Клиент понимает, что его слова важны. К тому же, у вас будет информация, которая пригодится при будущих переговорах с этим клиентом.
- Всегда фиксировать достигнутые договоренности.
- Всегда фиксировать дату и время следующей встречи или звонка, если в этом есть необходимость. Сделки очень редко закрываются на первой встрече или после первого звонка, потому нужно продолжение общения.
- Ознакомить всех участников с протоколом встречи. Добиться, чтобы каждый участник встречи поставил свои подписи под протоколом. Если, документ сразу подписать не представляется возможным, то, оформить его в электронном виде. После встречи выслать его на почту участникам и попросить подтвердить правильность изложенного.
Дополнительные правила:
- Составляйте протокол встречи сами. В нем тогда будут ваши трактовки и будет написано так, как вы сами понимаете все пункты соглашения
- Не обманывайте. Мне нравится фраза писателя Чарльза Буковски: «Если у тебя получилось обмануть человека, это не значит, что он дурак, это значит, что тебе доверяли больше, чем ты этого заслуживаешь».
- Не бойтесь получить на встрече отказ. Нет – лишь означает, что в данный момент времени вы не договорились. Но, это не значит, что через некоторое время, обстоятельства не поменяются, и вы не сможете опять сесть за стол переговоров.
- Помните, что сделка, заключенная с краткосрочной выгодой гораздо хуже, сделки, которая заключена с долгосрочной выгодой, хотя на первоначальном этапе выгод больше у первого варианта.
- Не повторяйте на встречах свое предложение 2 или 3 раза. Одного раза достаточно.
- Не хлопайте дверью. В прямом и переносном смысле. Никто не знает, будете ли вы пересекаться в будущем.
- Не подписывайте сразу сторонние соглашения. Всегда надо брать такие соглашения на прочтение. При необходимости – подключать юристов.
- Отправляйте благодарственные письма после встречи, даже если, получили отказ. Формат текста такой: «Спасибо за уделенное время. Надеюсь, я смогу сформировать для вас нужный вариант и тогда мы сможем продолжить общение».