ВЫПОЛНЕНИЕ ПЛАНА ПРОДАЖ. АНАЛИЗ И ПОИСК РЕСУРСОВ
Выполнение плана продаж. Анализ и поиск ресурсов
Основатель «Target Market» Александр Данилов рассказывает как менеджерам по продажам выполнять план продаж.
На рынке существует, в основном, две мотивационные программы для менеджеров по продажам. Процент от продаж и бонус за выполнение плана по продажам. Я являюсь сторонником обязательной постановки планов по продажам. При выполнении своего плана продаж, менеджер по продажам получает свой честно заработанный бонус.
Как менеджеру по продажам влиять на выполнение плана по продажам и получению максимального бонуса:
- Знать свой план продаж уже первого числа месяца. Если, руководство не дает цифру плана, то максимально корректно объяснить, что цифра нужна, чтобы спланировать отгрузки.
- Проанализировать факт последних трех месяцев. Взять цифры по каждому клиенту в разрезе отдельно взятого месяца. Можно делать в таблице Excel. Данные легко должны выгружаться из любой учетной программы.
- Поставить по каждому клиенту среднюю цифру отгрузок за последние три месяца. Используйте формулу «СРЗНАЧ». Это будет ориентировочная цифра отгрузок на следующий месяц.
- Сравнить итоговую цифру с поставленным планом. Если, цифра поставленного плана больше, то, определить на какой процент.
- Увеличить план по каждому клиенту на недостающий процент. Таким образом, сумма предварительного плана по каждому клиенту совпадет с суммой поставленного плана.
- Определить, кто из ключевых клиентов провалился в отгрузках за последние три месяца. Обычно, этот провал выглядит так: в феврале ключевой клиент Иванов купил на 10000 грн, в марте купил на 1000 грн, в апреле купил на 12000 грн. Вы должны четко знать, что произошло с отгрузками Иванова в марте месяце. И в обязательном порядке не дать этому произойти в мае. Да и в следующих месяцах.
- Оценить общее количество клиентов с начала года. Естественно, в разрезе каждого месяца. У вас должна быть готовая таблица, сколько у вас было активных клиентов в январе, феврале, марте и т.д. Конечно, эта цифра должна увеличиваться из месяца в месяц.
- Проанализировать отгрузки топовых позиций на ключевых клиентов. Все ключевые клиенты должны покупать топовые позиции.
- Сделать упор на ключевых клиентов. Ключевых клиентов нужно обзвонить или обойти, в первую очередь.
- Узнать про маркетинговую активность в компании. Использовать на максимум предлагаемые акции для клиентов или направленные на конечного потребителя.
- Попросить дополнительный бюджет в отделе маркетинга. Часто бывает так, что в отделе маркетинга есть дополнительный бюджет на продвижение каких-то продуктов. И чаще всего он отдается проактивным менеджерам. Тем менеджерам, которые предлагают провести маркетинговые активности на своих ключевых клиентов.
- Оценить товарный запас у каждого клиента. Это надо делать перед получением каждого заказа. У клиентов должно быть достаточное количество товарного запаса, чтобы он мог спокойно торговать до следующей поставки. Особенно, делайте акцент на высокооборачиваемых продуктах.
- Увеличивать средний чек. Всегда старайтесь увеличивать заказ клиентов. Самый простой способ округлять заказ до какой-то круглой суммы или до целого ящика. Добавляйте новинки, которые появляются. Хотя бы, по одной штуке. Так сказать, на пробу.
- Звонить «мертвым» клиентам. Звоните тем клиентам, которые с вами не работают уже несколько месяцев. Всегда такие находятся. Узнавайте причины прекращения работы. Напоминайте о себе. Рассказывайте о новинках, которые появились в вашем ассортименте, с тех пор.
- Искать новых клиентов. Всегда ищите новых клиентов. Это могут быть магазины, которые открылись на соседней улице, точки на рынках, компании, которые появились в городском электронном справочнике, и, даже, в поисковиках, типа Google.
- Делать еженедельные отчеты по отгрузкам. Каждую неделю делайте замеры. Сравнивайте факт продаж с планом продаж. Анализируйте, по каким клиентам у вас провал. По идее, за первую неделю процент выполнения плана должен быть 25%, за вторую 50%, за третью 75% и на последней неделе 100-105%.
- Делать упор продаж на каждую неделю, а не только на последнюю неделю. Если, выполнять план продаж в последнюю неделю, как это делают многие, то, значительно увеличивается риск срыва каких-то отгрузок. А времени повлиять на ситуацию уже практически не остается.
Больше информации о построении системного и эффективного отдела продаж можно узнать здесь.
458