РАБОТА С ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ
Работа с дебиторской задолженностью
Основатель «Target Market» Александр Данилов рассказывает про нюансы работы с дебиторской задолженностью.
Еще в 2002 году, когда я только попал в сферу продаж, меня научили одной простой истине.
Отгруженный, но не оплаченный товар, еще не является проданным. Потому, работа с дебиторской задолженностью является одной из самых важных составляющих менеджера по продажам.
Обращаю ваше внимание, что дебет пишется через «е», а дебиторская задолженность через «и».
В зависимости от ниши, существуют разные варианты работы с оплатами.
- Оплата по предоплате.
Идеальный вариант для бизнеса. Есть даже такое выражение, ничто так не укрепляет веру в клиента, как предоплата. То есть, вы получаете деньги еще до отгрузки товара. - Оплата по факту.
Оптимальный вариант для бизнеса. Происходит одновременный обмен товара на деньги. - Оплата наложенным платежом.
Больше применим для интернет-магазинов или просто для продаж через интернет. Клиент рассчитывается за товар, когда получает его на отделение перевозчика. - Оплата с отсрочкой платежа.
Самый распространенный вариант. Самый рискованный из них. Оплата за товар происходит через определенное количество дней, которое указано в договоре поставки. - Оплата по реализации.
Менее распространенный вариант. Минимизирует риски стороны, которая покупает товар. Оплата за товар происходит после его физической продажи клиентом.
Если, работая с клиентами по предоплате и по факту, все более менее понятно, то, работая по отсрочке или реализации возникают вопросы. А, точнее, просроченная дебиторская задолженность.
Для начала давайте разберем причины, по которым возникает просроченная дебиторская задолженность:
- Умышленные действия;
- Другие приоритеты;
- Временное отсутствие денег;
- Банкротство;
- Отсутствие дисциплины.
Чаще всего, просроченная дебиторская задолженность возникает в компаниях, в которых отсутствует системная работа и регламенты работ. Чтобы избежать попадания в неприятную ситуацию необходимо:
- Проводить оценку кредитоспособности клиентов, особенно, новых;
- Системно забирать деньги у клиентов;
- Иметь оперативную информацию о финансовом состоянии клиентов;
- Нести персональную ответственность за долги клиентов. Чаще всего, план по возвращенным деньгам или по проценту просрочки включен в систему мотивации менеджеров по продажам;
- Иметь план работы с просроченной дебиторской задолженностью;
- Заключать официальные договора поставок и иметь на руках безнальные накладные на сумму долга;
Также я делюсь своими наработками, как работать, если, такая задолженность возникает и как ее предотвращать.
- Предлагать клиентам бонус за своевременность оплат.
- Устанавливать лимиты. Это может быть кредитный лимит, то есть максимальная сумма общего долга клиента. Также это может быть максимально возможный процент просроченной дебиторской задолженности.
- Если, это новый клиент, первые три отгрузки отгружать по факту.
- Информировать клиентов о приближающейся дате оплаты через смс. Отправлять смс за 1 день до оплаты, если отсрочка 7 дней. Отправлять смс за 2 дня до оплаты, если отсрочка 14 дней. Отправлять смс за 3 дня до оплаты, если отсрочка более 21 дня. Обращайте внимание на выходные дни и праздники.
- Если, клиент, подводит первый раз, обязательно выяснять причину появления просрочки.
- Если, клиент, подводит второй раз, то, подписывать с ним график погашения.
- Если, клиент должен денег и полностью не рассчитывается, то, отгружать его на 50%-70% от оплаченных денег. И обязательно подписать с ним график погашения.
- Если, клиент не отдает деньги больше двух недель, то, звонить и напоминать об оплате каждый день.
- Если, клиент не отдает деньги достаточно большой срок, то, забирать товаром. Любым.
- Привлекать помощь коллег. Очень действенны звонки клиентам, когда от компании звонит кредитный инспектор.
- При усугублении ситуации вначале припугнуть судом. Если, это не сработает, то, подавать в суд.
Больше информации о построении системного и эффективного отдела продаж можно узнать здесь.